Поднимаем общие вводные данные, чтобы всем все напомнить.

– А в какую беду вы попали, капитан?
– В плен к пиратам.
– К пиратам? Но ведь вы их победили давным-давно.
– Победили, но не до конца. Знаете, как бывает, если оставишь один сорняк на грядке?
– Все-таки не понимаю, – развела руками Элла. – Ну кто в наши дни сидит по четыре года в плену?

Элла прилетела к нам словно из другого мира. Из того мира, в котором мы привыкли жить, но от которого оторвались за последние дни. И в самом деле, ей трудно было бы поверить, если бы мы начали рассказывать о пытках, подземельях и предательстве. И поэтому никто не стал с ней спорить.

(с) "Путешествие Алисы"


После прочтения хотя бы пары книг об Алисе не может не бросаться в глаза самая главная черта характера практически всех ее современников: они очень расслабленны. Уровень преступности в обитаемой Галактике приближен практически к нулю, отпустить ребенка на школьную экскурсию на Марс - так же безопасно, как в наше время, скажем, позволить ему поехать на автобусе с классом в Выборг. Даже еще безопаснее. Ну что, в самом деле, может случиться с нормальным школьником в обитаемом космосе 22 века?

Обратной стороной настолько низкого уровня тревожности является раннее взросление и ранняя самостоятельность. В 22 веке нормально всерьез воспринимать научные исследования человека, который, скажем, учится в седьмом классе - да, он вряд ли изобретет нечто принципиально новое, но то, что его работа вполне заслуживает внимания и обсуждения, никого не удивляет.

Отсутствие у родителей обеспокоенности за своих детей, как следствие, порождает раннюю отчужденность последних от семьи. В 22 веке институт семьи вообще явно претерпел некие изменения, результатом которых стало заметное ослабление родственных связей: несмотря на сохраняющуюся между членами одной семьи взаимную любовь и заботу, каждый ее член достаточно автономен.
Грубо говоря, людям, в сущности, больше нет необходимости создавать семьи ради того, чтобы было легче жить - уровень жизни и так высок до такой степени, что одиночка в обществе 22 века сможет существовать ничем не хуже того, кто живет не один.
Впрочем, разумеется, семьи в нашем мире создаются отнюдь не только ради упрощения процесса выживания, и чувства - любовь, нежность, желание быть рядом и делать друг другу приятное, - никто не отменял и в 22 веке.

Уровень опасности окружающего мира настолько низок, что родители практически не беспокоятся за своих детей: если после школы сын взял флаер и полетел на Гавайи, потому что его позвали друзья обсудить какой-нибудь важный вопрос - это нормально, никто не будет сходить с ума. В конце концов, он уже не маленький и сам знает, что ему нужно - пусть только все-таки вернется домой к ужину, что ли.

Еще одна характерная черта менталитета современников Алисы - базовое доверие к миру и друг к другу, то, что кратко можно назвать словом "непуганность". Люди не боятся повернуться друг к другу спиной, не ждут опасности на темной улице, не пугаются незнакомцев поздно ночью. Преступлений практически не бывает, опасности почти не осталось, ценность человеческой жизни чрезвычайно высока - и, как ни странно, подобное поведение действительно вполне работает, с тем только условием, что абсолютно все участники социума ведут себя именно так.

В критической ситуации, когда наш с вами современник будет рассчитывать, скорее всего, только на себя, человек 22 века будет знать, что за его спиной все Человечество - и это будет на самом деле так. Ему каждый поможет и каждый будет с ним заодно. Именно поэтому в мире Алисы даже дети не боялись выходить в одиночку против пиратов - какое же это в одиночку, если с ними весь социум?
Впрочем, исключения, конечно же, бывают - так что отыгрыш реакции лично вашего персонажа на стресс остается, в конечном счете, за вами.

* * *

Отдельно следует сказать также о ценности человеческой жизни и о смертях в мире Алисы.

С одной стороны, даже в 22 веке смерть остается смертью, хотя гериатрия и шагнула далеко вперед - так что, технически, вы можете прожить лет так до двухсот, если не устанете.

С другой стороны, в 22 веке появилась возможность выращивать человеку новое тело из его же собственных клеток: был бы только сохранен мозг. У Булычева это не упоминается, но, очевидно, существуют некие банки данных, с помощью которых вам восстановят ваше тело практически с нуля (это, кстати, страшно похоже на придуманный Лукьяненко А-тан из "Линии грез"). Судя по всему, подобные банки данных должны существовать на каждой достаточно развитой планете, но на практике вопрос остается открытым. Для землян, скорее всего, подобная опция включена по умолчанию, для инопланетчиков - пусть каждый решит это лично для себя сам.

Смерть в 22 веке необратима, если поврежден мозг. Тут даже нечего добавить: все окончательно и терминально.

Интересно также посмотреть на отношение людей 22 века к убийствам и смертям. С одной стороны, как первое, так и второе достаточно широко представлено не только во вселенной Коры Орват, но даже и в мире Алисы. С другой - убийство живого разумного существа по галактическим законам карается самой суровой из возможных карой: мозг преступника пересаживается в неродное для него тело (например, в тело какого-нибудь безобидного животного) на определенный судом срок (в самых страшных случаях - до конца жизни данного тела, тогда как родное тело обвиняемого уничтожается).

Именно по причине необычайно сурового наказания убийство в мире Алисы является чем-то из ряда вон выходящим даже для того, кто психологически на убийство готов. Обратите внимание, что за все время столкновений пиратов с Алисой и ее друзьями те имели огромное количество шансов физически уничтожить своих врагов - но предпочитали пытать, мучить, пугать, держать в заключении, но только не убивать.

Речь, в конце концов, не идет об одной только Алисе (понятно, что главная героиня цикла не может вот так умереть): вспомните, как пираты четыре года держали в заточении Третьего Капитана. Он был измучен пытками, пираты были уверены, что его точно никто и никогда не сумеет отыскать - но даже в этом случае они предпочли дать ему умереть от естественных причин, а не добивать. Очевидно, даже для них существовало некое крайне серьезное табу на убийство разумного существа: Крыс и Весельчак У понимали, что, в случае поимки, их будут судить, но не особенно этого боялись - а вот наказания за убийство боялись настолько, что не посмели рисковать.

В контексте игротехники мы подчеркнем еще раз: в мире Алисы существует смерть, но, при наличии хотя бы какой-то возможности не убивать свою жертву, агрессор предпочтет этого не делать. Мучить, пытать, уговаривать, изолировать, шантажировать - делать что угодно, кроме собственно убийства. На игре будут персонажи со, скажем так, разными моральными ценностями : ) - и мы отдельно просим их учитывать этот момент.

@темы: мир, правила